Ошибка № 1. Покупка на вершине
Огромное количество трейдеров входит в рынок в тот момент, когда из него уже пора выходить, вне зависимости от того, в каком масштабе они торгуют. В терминах волновой теории Элиотта, обычно это случается в момент окончания 3-й волны или 5-й. Хотя в каждом случае еще остается шанс для взятия прибыли от дальнейшего роста рынка, но вероятность снижения в эти моменты обычно уже очень высока. Как результат, трейдер небольшое время получает удовольствие от доходности сделки, но очень скоро видит, как снижение котировок приводит к убытку.
Если это случается на исходе 3-й восходящей волны, то трейдер обречен на муки, потому что цена начинает двигаться по законам 4-ой волны, где замысловатые движения в боковом или слабо нисходящем ценовом коридоре бросают его то в жар, то в холод: позиция постоянно меняется, переходя то в прибыль, то в убыток. Когда это надоедает, трейдер выходит с убытком или с небольшим выигрышем, после чего с изумлением видит, как цена идет к новым вершинам, а его сделка могла бы дать неплохую доходность.
Если же торговая позиция создается в окончании 5-й восходящей волны, то дела еще более плохи: ценовая тенденция может измениться в любой момент времени и в обозримом будущем не вернуться к точке входа. Пожалуй, этот вариант самый плохой из всех существующих, хотя отрезвление наступает быстро, но цена урока часто оказывается очень высокой. Тем не менее, именно по этому сценарию развиваются события со всеми неудачниками и огромным числом трейдеров-новичков
Почему так? На то есть несколько объяснений.
Первое состоит в устойчивом мнении о том, что движение рынка должно сопровождаться объемом. Определенная доля правды в этом есть. Действительно, если рост цен не поддержан объемом, то это означает нежелание со стороны новых трейдеров входить в рынок, поэтому торговля происходит в основном между ее сегодняшними участниками и некоторым числом вновь прибывающих и убывающих игроков.
Здраво рассуждая, можно быстро сообразить, что рост объема - палка о двух концах: ведь если кто-то покупает, то кто-то должен и продавать. И тут возникает зрелая идея: а не может ли рост объема на растущем рынке быть признаком достижения вершины? Ведь объем является опережающим показателем для оценки будущей динамики цен. Но одно дело, когда объем растет при прорыве рынком серьезного уровня сопротивления, и совсем другое - в момент нахождения цен в верхней части графика, где ничто не мешает двигаться ценам в любом направлении. В первом случае объем действительно друг покупателя, а во втором - он, скорее его враг.
Второе объяснение кроется в наличии склонности людей забывать все здравые рассуждения, когда они видят активный рост цен. Им кажется, что они не успеют и окажутся в хвосте удачи, уже улыбнувшейся многим, кто прикупил акции. Такие трейдеры спешат в рынок, и естественно - вскоре получают убытки. Именно эта категория инвесторов зачастую и обеспечивает тот растущий объем, который мы постоянно наблюдаем при пиковых ценах.
Фактически, оба объяснения в определенной степени эквивалентны. Но как же быть? Давайте, немного порассуждаем. Что есть объем? Это показатель, указывающий нам на число проторгованных акций или фьючерсов за отдельно взятый период. Но одно дело, если цена при этом изменилась на 0,5%, и совсем другое, когда она сдвинулась на 5%. По-видимому, чистое изменение объема не столь уж и доброкачественный индикатор, как это может показаться вначале. Единственный выход из этой ситуации - использовать графики, исключающие из рассмотрения объем и акцентирующие свое внимание на ценовых сдвигах, скорректированных по объему. Хороший пример такого подхода - графики Эквиобъема, представленные в программе Метасток.
Так как же избежать столь распространенной ошибки - покупки на вершине?
Ответ содержится в нескольких простых правилах:
1. Никогда не покупай при растущем объеме, если цены находятся в верхней части рынка и нет никаких веских причин для дальнейшего роста цен.
2. Покупай на растущем рынке, поддержанном объемом, только если наблюдаете пробитие уровня сопротивления.
3. Всегда помни: против твоей покупки стоит продажа, где трейдер выходит из длинной сделки либо входит в короткую позицию.
Ошибка № 2. Продажа в основании
В ловушку "продажа в основании" попадается не меньшее число трейдеров, если сравнивать с ситуацией "покупка на вершине". Как ни странно, но этот случай зеркален с разобранным выше: тот же самый повышенный объем в сочетании с сильно падающими ценами. Снова, если мы поддадимся искушению опереться в своем анализе на догму об объеме, поддерживающем тренд, или окажемся подверженными импульсу жадности, видя, как другие зарабатывают на падении рынка, то наверняка проиграем.
Конечно, повысившийся объем можно интерпретировать как приток проницательных и осведомленных трейдеров, уверенных в дальнейшем понижении рынка. Может быть, все так и есть, но вряд ли вы сумеете выстоять с короткой позицией корректировочное верхненаправленное движение рынка, способное оказаться очень интенсивным, не выйдя из него с убытком, а потом наблюдая новое падение цен. Кроме того, не забывайте, многие из этих трейдеров хеджируют свои позиции опционами или межрыночными спрэдами, а потому могут выдерживать ощутимые движения рынка в обе стороны без всякой боязни получить убытки.
Что же касается основной торговой публики (рядовые инвесторы, трейдеры и некоторое число управляющих инвестиционными фондами), не обременяющей себя знаниями об инструментарии, имеющемся на рынке, то она подвержена эмоциям, и питает собой панический рынок. Как правило, он имеет остроконечную впадину, типа буквы "V", поддержанной объемом. Продающие в такой ситуации, занимая короткие позиции по тренду, очень скоро столкнутся с разворотом цен, и будут с дрожью в руках усредняться или закрываться с убытком. Те, кто продают, избавляясь от длинных позиций, почти немедленно будут сожалеть о своем поступке, наблюдая быстрое восстановление рынка.
Как избежать такой ошибки? На этот счет существуют правила, аналогичные ранее изложенным:
1. Никогда не продавай при растущем объеме, если цены находятся в нижней части рынка, особенно когда все уровни поддержки пройдены, и нет никаких веских причин для дальнейшего падения цен.
2. Продавай на снижающемся рынке, поддержанном объемом, только если наблюдается пробитие уровня поддержки.
3. Всегда помни: против твоей продажи стоит покупка, где трейдер выходит из короткой сделки либо входит в длинную позицию.
Ошибка № 3. Продажа лидеров роста
Очень часто трейдер занимает короткую позицию, если он видит, что предмет его внимания, акция или фьючерс, показали интенсивный рост цен, после чего проделали обратный откат. Огромное число играющих на рынке делают предположение: это - сигнал о грядущей атаке медведей. К их огромному разочарованию, после некоторого периода затишья и движения в ценовом диапазоне, цены вскоре с большой легкостью устремляются выше, принося разочарования коротким торговцам.
Да, торговля на коррекции - хорошая стратегия, часто приносящая неплохие доходы трейдерам, аккуратно определивших возможное поведение рынка. Но в ней никогда нельзя забывать, торговля ведется против существующего тренда. Отсюда вывод: занятие позиции в расчете на коррекцию вниз - перспективное занятие только для варианта хорошего ценового возврата и при условии занятия торговли от точно выверенного уровня сопротивления, который показал свою устойчивость.
В реальности же, лидеры роста, останавливая свой ценовой ход, делают это с единственной целью - "отстояться", чтобы пойти выше. Их коррекция может произойти не в результате ценового движения вниз, а "отработаться" за счет бокового тренда. На графике это выглядит как сгусток ценовых баров, располагаемых в относительно небольшом диапазоне, возникшем после импульсивного и бурного ценового движения. Да, развороты лидеров роста тоже случаются, но остановить их ход не так-то просто, поэтому следует использовать такие правила:
1. Не занимай коротких позиций по лидерам роста, надеясь на сильную коррекцию - скорее всего она окажется не столь значительной
2. Торгуй с применением стратегий, рассчитанных на прорыв.
3. Чем дольше длится боковой трэнд после сильного ценового всплеска, тем больше шансов у рынка пойти выше наверх, прорвав сопротивление по верхнему краю рэнжа.
Ошибка № 4. Покупка лидеров роста
Покупать недавних лидеров роста - такая же оплошность, как и продажа их. Это кажется абсурдным, но в действительности все именно так и есть на самом деле. Почему? Ответ находится в расшифровке поведения лидеров роста, наиболее часто наблюдаемой на рынке. Здравый смысл подсказывает: цены не могут расти вечно, но предела этому почти нет, поэтому единственное, в чем они нуждаются прежде продолжения движения вверх - это "отстояться". Но проблема в том, что этот период может оказаться достаточно длительным, растянувшись на недели, так что эффект от занятия длинной позиции окажется не очень большим, даже если покупка была удачной и торговля все время находится в прибыльной зоне.
Правило для избежания ошибки № 4 просты, как никогда:
1. Никогда не спеши занять позицию по лидеру роста в направлении тренда, если видите замедление движения и откат.
2. Используй стоп-ордера, рассчитанные на исполнение после пробития уровней сопротивления.
3. Покупай с лимитным ордером не ранее третьего удара о поддержку, сложившейся к текущему моменту, одновременно являющейся непротиворечивой проторгованному рэнжу и предыдущему импульсному росту.
Ошибка № 5. Покупка лидеров падения
Покупка лидеров падения зеркальна по своему характеру продажи лидеров роста. Что можно ожидать от акции или фьючерса, находящейся в нисходящем тренде? Ничего, кроме незначительной коррекции. Зачастую она превращается просто в боковой тренд, после чего цены продолжают двигаться вниз. Снова, чтобы быть успешным в торговле на коррекции, надо купить на хорошей поддержке, и при этом точно угадать, что здесь - основание, пусть и локальное.
Поэтому правила таковы:
1. Не занимай длинных позиций по лидерам падения, надеясь на сильную коррекцию, - вряд ли она будет значительной.
2. Торгуй с применением стратегий, рассчитанных на прорыв.
3. Чем дольше длится боковой трэнд после сильного ценового падения, тем больше шансов у рынка пойти ниже, прорвав поддержку по нижнему краю рэнжа.
Ошибка № 6. Продажа лидеров падения
Опять, эта ошибка зеркальна ошибке № 4. Лидеров падения не так уж легко остановить: рынок определенно обладает инерцией, и даже если он достиг своего объективного дна, остаточная движущая сила понижательной тенденции способна "дожать" цены еще ниже. Неверность решения здесь заключается в простой неэффективности использования капитала. Боковой рэнж может длиться долго, днями и неделями, после чего пойти в сторону предыдущего нисходящего тренда. Наиболее критическая точка - третий удар об основание.
Так что для рассматриваемой ситуации правила такие:
1. Никогда не спеши занимать позицию по лидеру падения в направлении тренда, если видишь замедление движения и восстановление цен.
2. Используй стоп-ордера, рассчитанные на занятие короткой позиции после пробития уровней поддержки.
3. Продавай с лимитным ордером не ранее третьего удара о сопротивление, сложившегося к текущему моменту, непротиворечивого торгуемому рэнжу и предыдущему импульсному падению.
Ошибка № 7. Покупка прошлых лидеров роста, недавно упавших
Эта ошибка - следствие жадности трейдера-новичка. Не секрет, часто он приходит на рынок, прослышав о сверхприбылях, полученных от феноменального роста Интернет-компаний. Познакомившись с графическим анализом, такой трейдер завороженно смотрит на такие акции, как YHOO, AMZN, AMCC, JNPR, WCOM, LU, QCOM. Мысленно он видит, что бы он имел, если бы купил эти бумаги в 98, 99 или даже в 2000 году. Поэтому немудрено, что ему чудятся все те же движения к заоблачным высотам, где будет взята сверхприбыль. Эти ощущения поддерживают устойчивый миф о том, что "цены всегда возвращаются". Но вряд ли сейчас такое правило действует с прежней силой.
В настоящее время мы имеем дело совсем с другим рынком: мир изменился, его захлестнули высокие технологии, верно оценить которые зачастую просто невозможно. Поэтому правила, верные для General Electric (GE) не могут быть истинными для Yahoo. Определенно, более "цивилизованным" рынком в этом отношении является рынок коммодити - на нем у нас много больше шансов, что цена на товар сильно не опустится ниже своих многолетних исторических минимумов.
На рынке акций следует всегда помнить: если цена по каким-то причинам сильно упала после сильного роста, значит, для этого были веские причины. И они могут иметь такие последствия, которые приведут нашу инвестицию в покупку акций к полному обесцениванию, а именно - к нулю. Если вы думаете, что это редкость, то ошибаетесь. Любой бизнес имеет свое начало и конец, и в наш сверхбыстрый век все значительно ускоряется, поэтому глупо рассчитывать на скорое восстановление позиций компаний, утративших свое положение.
Отбрасывая в сторону фундаментальный взгляд, можно сформулировать основное положение для акций, сильно упавших в цене после феноменального взлета: цена должна двигаться и показывать свою "живость", а не находиться в стагнирующем состоянии. В случае "живости" поведения мы еще можем надеяться на неплохое движение наверх, но при явной стагнации вряд ли такое возможно - здесь нет достаточного импульса и столь необходимой нам силы движения.
Конечно, акция способна вырасти на 30 и 50 процентов в краткие промежутки времени, но опасность потери позиций чрезвычайно велика. Но в целом, подобные бумаги наверняка пройдут через длительный период нахождения в стадии депрессии, способной продлиться месяцы и даже годы, прежде чем начнут двигаться наверх, если это вообще когда-нибудь случиться.
В связи с этим правила, позволяющие избежать ошибки № 7, таковы:
1. Никогда не спеши покупать акции, ранее находившиеся в фаворе, а теперь сильно упавшие к тем ценам, откуда они начали расти.
2. При покупке таких акций рассматривай их только как краткосрочную торговлю.
3. Покупай с лимитным ордером после преодоления ближайшего сопротивления и закрепления цен выше него, но при откате к нему.